История брендов

История Dongfeng (5/6) – Nissan завоевывает Китай, но Yulon терпит неудачу


На прошлой неделе мы распутали сложный путь к созданию совместного предприятия Dongfeng-Nissan (DFL). Теперь пришло время посмотреть, как развивалась компания DFL с 2003 года и какие продукты она выпускает. Это крупнейшее предприятие Dongfeng и одно из крупнейших совместных предприятий в стране. Мы также рассмотрим состояние Yulon, тайваньского партнера Nissan, на китайском рынке.

Легковые автомобили Dongfeng Nissan

У DFL был многообещающий старт на рынке. Компания взяла под свой контроль производство Yunbao/Fengshen и модели Bluebird. Автомобиль показал себя довольно хорошо, и DFL вскоре добавила в модельный ряд меньшую модель Sunny. Но медовый месяц продлился меньше года. В конце 2004 года генеральный менеджер DFL Жэнь Йонг забеспокоился о растущем запасе Bluebirds и Sunny’s на складах компании. Ситуация стала настолько плохой, что DFL остановила производство на целый месяц. В январе 2005 года Рен созвал собрание всех важных менеджеров, чтобы выяснить, почему Nissan так быстро потерял связь с рынком.

В ходе десятимесячного расследования Рен безжалостно выявил фундаментальные проблемы в компании. Японские менеджеры взяли под свой контроль маркетинговую сторону, вытеснив китайцев с дороги. Однако японцам не хватало должного понимания рынка. При этом китайцы контролировали производственную сторону, опираясь на свои известные наработки и не реализуя преимущества системы Nissan. Это привело к тому, что качество продукции оказалось ниже ожидаемого для бренда совместного предприятия.

Рен Юн написал длинную корпоративную стратегию под названием «Программа действий Dongfeng Nissan», в которой подробно описывался правильный путь вперед. Программа предполагала перераспределение обязанностей, большие инвестиции в канал сбыта, быстрое улучшение качества продукции и внедрение более конкурентоспособной продукции. Teana была добавлена ​​как модель среднего и высокого класса, Sylphy заменила Sunny, а производство Bluebird было прекращено в пользу Qashqai. Nissan также сохранил позиции в нижней части рынка с моделями March, Tiida и Sunny.

Программа действительно возымела желаемый эффект. С 2006 года Nissan начал неуклонное восхождение на китайский рынок. Даже мировой экономический кризис 2008 года не смог остановить рост продаж. Teana сотворила чудеса с имиджем бренда, Qashqai открыл шлюзы для нынешнего повального увлечения компактными внедорожниками, но Sylphy показала самый неожиданный результат. Вот уже несколько лет Sylphy и Volkswagen Lavida борются за звание самого популярного (то есть самого продаваемого) автомобиля в стране.

Nissan Passenger Vehicle — это подразделение DFL, а не отдельная компания. Напротив, когда в 2014 году компания Nissan вывела на китайский рынок свой высококлассный бренд Infiniti, она создала Dongfeng Infiniti Automobile в качестве дочерней компании, находящейся в полной собственности DFL. Модели Infiniti в основном импортируются, но и седан Q50, и внедорожник QX50 собираются на месте. В этом году будет добавлен 7-местный QX60. Nissan представил единственный в мире двигатель внутреннего сгорания с переменной степенью сжатия на модели QX50 для китайского рынка в 2018 году, и он также нашел применение в некоторых моделях Nissan.



В декабре 2021 года Nissan объявил, что Infiniti будет объединен с подразделением Nissan Passenger Vehicles. Это означает, что компания Dongfeng Infiniti прекратит свое существование. Это похоже на то, что случилось с другой маркой Nissan, о которой я хочу поговорить дальше, Venucia.

Настоящий «поддельный бренд»

В начале 2010-х годов несколько китайских и иностранных совместных предприятий представили собственные бренды, чтобы убедить правительство в том, что иностранная компания действительно передает технологии. Я делал рассказ об этом ранее, в котором я упомянул два исключения. Одним из них был новый собственный бренд DFL Venucia (Qichen по-китайски). Бренд нацелен на нижний сегмент основного рынка.

О Venucia было объявлено в сентябре 2010 года, а первый продукт был выпущен в апреле 2012 года. Это был седан D50 на базе Nissan Tiida. Позднее в том же году последовала модель хэтчбека R50. Эти автомобили были вполне реальными, выставленными на продажу и стали достаточно успешными, что отличает Venucia от всех поддельных брендов, упомянутых в вышеупомянутой статье. Venucia также впервые вышла на рынок автомобилей с новой энергией для DFL. В 2013 и 2014 годах небольшое количество импортных Nissan Leaf продавалось как Venucia Morning Wind (Chenfeng), после этого автомобили местного производства были известны как Venucia E30.

Следующими были два внедорожника: T70 на базе Qashqai и T90 на базе Murano. И уже в феврале 2017 года DFL выделила Venucia в качестве дочерней компании (Dongfeng Venucia Automobile). Чтобы отпраздновать это событие, Venucia немедленно выпустила свою первую модель, не принадлежащую Nissan, M50V. Этот автомобиль был компактвэном и просто переименованным автомобилем Dongfeng-Sokon (подробнее об этом бренде на следующей неделе). Позже в том же году Venucia вернулась на подножку Nissan, представив собственную версию Sylphy, седан D60.

Еще в период своей независимости Venucia добавила T60 (Nissan Kicks) и заменила E30 на e30. Последний представляет собой переименованный в Renault eNuo небольшой BEV, выпускаемый под несколькими брендами Dongfeng. Последние автомобили Venucia построены на собственной VSA-платформе бренда. Это тесно связано с платформой Nissan-Renault CMF, но переработано, чтобы упростить использование технологий Nissan. На этой платформе находятся спортивный кроссовер Star (Xing) и внедорожник Grand V.

С декабря 2020 года Venucia снова вернулась под крышу Nissan. Очевидно, что отдельная компания не дала ожидаемых результатов, и теперь Venucia снова является подразделением Nissan Passenger Vehicles. В то время как большинство «поддельных брендов» из вступления так и не продали значительного количества автомобилей, Venucia была довольно успешной в течение многих лет. Однако последние два года были трудными, но в последнее время тенденция к снижению была сломана. Star и Grand V, похоже, снова привлекают внимание китайских покупателей автомобилей.

Автомобильная компания Dongfeng, Ltd.

Как вы помните, Дунфэн начинал в сельской местности Китая, вдали от крупных городов. В середине 1980-х компания впервые расширилась до более густонаселенного района, города Сянъян (все еще в провинции Хубэй). В последующие годы Дунфэн построил в городе настоящий промышленный комплекс с несколькими сборочными заводами, заводом по производству двигателей и заводами по производству компонентов. Также первые Citroen были собраны в Xiangyang.

В 1999 году Dongfeng выделил несколько заводов в новую дочернюю компанию Dongfeng Automobile (DFAC). Dongfeng владел 70% акций, но 30% акций были размещены на Шанхайской фондовой бирже. Основная линейка продуктов DFAC включала коммерческие автомобили, автомобили специального назначения и автобусы. Когда в 2003 году была создана Dongfeng-Nissan, 70% акций Dongfeng были переданы новому совместному предприятию.

DFAC по-прежнему производит коммерческие автомобили под брендами Dongfeng или DFAC. Компания специализируется на средних грузовиках и автобусах. Под брендом Yufeng также производится серия легких коммерческих автомобилей. Yufeng P16 — пикап на базе модели Foday, а S16 — внедорожник на той же технической базе.

Более интересен фургон с простым названием Yufeng. Этот автомобиль существует с 2012 года. Согласно DFAC, фургон Yufeng представляет собой автомобиль независимой разработки, но на самом деле в нем много заимствованных технологий. В 2006 году DFAC предпринял неудачную попытку приобрести интеллектуальную собственность у британского производителя фургонов LDV. Когда сделка сорвалась, DFAC просто импортировала несколько автомобилей и начала свое «независимое исследование». В результате появился фургон Yufeng. Разумеется, в 2011 году SAIC завладела всей интеллектуальной собственностью несуществующей тогда компании LDV и превратила ее в свой бренд Maxus. SAIC открыто обвинила Dongfeng в копировании практики, но я не думаю, что дело дошло до суда. Dongfeng Yufeng и Maxus V80 являются прямыми конкурентами и технически схожи с 2012 года.

Чжэнчжоу Nissan Automobile Co., Ltd.

Третьим и последним столпом DFL является Zhengzhou Nissan. Это совместное предприятие с начала девяностых годов выпускало пикап Navara и внедорожник Paladin. После того, как Nissan и Dongfeng создадут совместное предприятие, Zhengzhou Nissan перейдет под контроль DFAC, при этом как DFMG, так и Nissan будут иметь миноритарные пакеты акций. В 2017 году компания становится дочерней компанией DFL.

В первые годы компания Zhengzhou Nissan производила исключительно автомобили под маркой Nissan. После ее включения в DFL вскоре последовала продукция Dongfeng. Пикап Navara получает домашнюю сестру по имени Dongfeng Ruiqi (Богатая), а Паладин становится Aoding (Oting). Все автомобили созданы на базе Navarra серии D22. Zhengzhou Nissan также добавляет в модельный ряд Serena MPV, в основе которого лежат две модели Dongfeng: Yuxuan (Yumsum) и Shuaike (Succe).

D22 Navarra/Ruiqi продержался долгое время и стал одним из наиболее узнаваемых предложений в сегменте пикапов. Только в 2018 году серия обновляется до модели D23, которая была представлена ​​на международных рынках четырьмя годами ранее. Dongfeng называет свою версию Ruiqi 6, чтобы отличить ее от более старой модели, которая остается в производстве. В то же время в линейке внедорожников Nissan Terra заменяет Paladin. В Dongfeng, где Aoding уже давно заменен моделью под брендом Ruiqi, появляется тот же автомобиль, что и Palasuo (Палаццо).

Zhengzhou Nissan также делает короткие набеги на легковые автомобили под брендом Dongfeng Fengdu. Когда производство второго поколения Nissan X-Trail (T31) заканчивается в 2014 году, производственная линия переносится в Чжэнчжоу Nissan. Переработанная версия автомобиля повторно запускается в марте 2015 года как Fengdu MX6. С брендом Fengdu Dongfeng стремится предложить более дешевую альтернативу своему бренду Fengshen. MX6 продается довольно хорошо, и два года спустя к нему присоединяется MX5. Это слегка обновленная версия уходящего первого поколения Fengshen AX7.

Итак, первые две машины являются продолжением старых моделей, а в 2017 году Fengdu показывает свой первый современный автомобиль. Этот MX3 — еще один переименованный Fengshen, AX3, выпущенный всего годом ранее. Однако MX3 так и не поступил в производство. В середине 2018 года реорганизует модельный ряд легковых автомобилей. Fengshen (DFMG) становится Aeolus, Fengxing (Dongfeng Liuzhou) становится Forthing, а Fengguang (Dongfeng Sokon) становится Fengon. Он решает, что для Fengdu больше нет места, так как этот сегмент хорошо охвачен другими его брендами. Спустя чуть более трех лет бренд Fengdu снова уходит в отставку.

В стороне: Dongfeng Nengdi

Помимо DFL, у Dongfeng и Nissan есть и другие отношения. Я буду краток, потому что это снова о грузовиках и автобусах. В 1930-х годах в Японии создается компания Nihon Diesel, производящая дизельные двигатели. В 1960 году он был приобретен Nissan и стал Nissan Diesel. Помимо двигателей, он также начинает производить грузовики и автобусы в сборе. В 1996 году Dongfeng Motor Company и Nissan Diesel создали совместное предприятие в городе Ханчжоу. Dongfeng Nissan Diesel был в основном заводом по сборке шасси большегрузных автомобилей, но также производил некоторые грузовики Nissan Diesel.

В 2007 году Nissan Diesel был приобретен Volvo Trucks, и UD Trucks стала официальной торговой маркой. В 2013 году Dongfeng возобновила техническое сотрудничество с Volvo, в результате чего название совместного предприятия было изменено на Dongvo (Hangzhou) Trucks. Это длилось недолго. В 2016 году Volvo продала все свои акции Dongfeng. Совместное предприятие, которое теперь является дочерней компанией DFMG, было переименовано в Dongfeng Nengdi (Hangzhou) Motors и стало вспомогательным заводом для более крупной группы коммерческих автомобилей. Грузовики Volvo передали UD Trucks компании Isuzu в 2021 году.

Возвращение Yulon

Yulon был катализатором участия Nissan в Китае, но его роль закончилась с основанием DFL в 2003 году. Через China Motors, дочернюю компанию Yulon, тайваньцы продолжали работать на материке из-за совместного предприятия с Fujian Motors. Однако у основного бренда были большие амбиции, которые включали, как и его китайские аналоги, собственный бренд.

В 1986 году Юлон уже сделал Yue Loog Feeling, автомобиль собственной разработки на базе Nissan Stanza. В стремлении стать глобальной автомобильной компанией Feeling экспортировалась в Европу, но потерпела неудачу. Слишком дорого для неизвестного бренда, а качество разочаровало. У The Feeling тоже была короткая карьера в Китае. Yulon обратился в Nanjing Yuejin с предложением местного производства, но производитель грузовиков не был заинтересован, и у него не было инфраструктуры для производства. Некоторые руководители Yulon контрабандой переправили всю производственную линию и пресс-формы Datsun Sunny на материк, но Yuejin все еще не интересовался. Оборудование оказалось у Hafei Automobile, которая (незаконно) произвела небольшое количество автомобилей.

После этого Yulon на время отказался от собственного бренда и диверсифицировал свой модельный ряд на Тайване (добавив Renault и некоторые бренды GM к их местной сборке). Но в 2000-х компания создала собственный отдел исследований и разработок и создала два новых бренда: Luxgen в 2008 году и Tobe в 2009 году. О Tobe можно говорить кратко. Бренд взял Geely Panda и выпустил его как Tobe M-car для тайваньского рынка. Это не имело успеха, и несколько лет спустя Тобе снова исчез.

Luxgen нацелен на более высокий уровень рынка. В 2009 году компания представила большой минивэн и внедорожник на внутреннем рынке, а затем в декабре 2010 года создала совместное предприятие с DFMG для производства в Китае. Те же самые модели M7 и U7 сошли с конвейера в Ханчжоу в середине 2011 года. Выход Luxgen на рынок пришелся на то время, когда казалось, что каждую неделю появляется новый бренд, но реакция рынка была достаточно хорошей.

По крайней мере, этого было достаточно для Юлона, чтобы продвигать полную линейку новых автомобилей. В последующие годы компания представила S5 (седан) и U6 (внедорожник) в сегменте среднего размера, а также S3 (седан) и U5 (внедорожник) в компактном классе. Продажи выросли до пика в 60 000 единиц в 2015 году, следующий был еще хорош, но затем последовал крутой спад. Китайский рынок был насыщен многими брендами, и правительство начало продвигать более экологичные автомобили. Двигатели Luxgen, рядные 4 цилиндра с турбонаддувом, были печально известны своим высоким расходом топлива.

В 2019 году продажи упали до менее чем 2000 автомобилей. Luxgen попыталась выбраться из нисходящей спирали, представив в конце того же года совершенно новый внедорожник URX. К сожалению, это не помогло. Когда бренд продал менее 100 автомобилей в первой половине 2020 года (конечно, не помогла пандемия Covid), тайваньцы выбросили полотенце. Совместное предприятие и его дочерняя компания по сбыту объявили о банкротстве и после длительного процесса были ликвидированы. Dongfeng приобрел завод. Конечно, Luxgen остается в продаже на Тайване.

Поскольку присутствие Yulon на китайском рынке было временным, то и уход компании с него мог быть только временным. Прежде чем прекратить сотрудничество с Dongfeng, Yulon уже применил запасной план. На Тайване было создано новое совместное предприятие с Hon Hai Precision Technology, известное нам как Foxconn. В ноябре 2021 года Foxconn и Yulon совместно представили новый бренд Foxtron, а год спустя показали три прототипа, два легковых автомобиля и автобус. Автомобили поступят в производство в 2023 году, скорее всего, под брендом Luxgen. Вполне возможно, что Luxgen или Foxtron однажды вернутся на материк.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»